Житие Преподобного Герасима Болдинского (стр 3)

Страницы  1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

Рождение и воспитание пр. Герасима, его пострижение и подвиги под руководством пр. Даниила, Переяславскаго чудотворца

Пр. Герасим, Болдинский чудотворец, родился в 1489 году в Переяславле Залесском, небольшом городке теперешней Владимирской губернии. Отец его Михаил и мать Мария, по замечанию жизнеописателя, «были праведны перед Богом и людьми и добродетельной жизнью богобоязненно украшены» (II-2). Чистая жизнь родителей положила в душу младенца, названного во св. крещении Григорием, первые семена истины, непорочности и добродетели. Попав в живую восприимчивую душу ребенка, орошаемые благодатью Св. Духа, эти семена не замедлили дать чудные всходы. С самых ранних лет отрок Григорий стал проявлять особые привычки, которые делали его непохожим на других детей. Капризы, своенравие, своеволие, столь обыкновенные в раннем возрасте, были совсем чужды Григорию; шутки и забавы, игры и шалости сверстников не занимали его. Он любил оставаться один и погружаться в свою душу, обдумывая и обсуждая то, что делалось кругом его. Углубляясь мыслью во все окружающее, он больше и больше прилеплялся своим разумом к Той великой и непостижимой Силе, которой движется существующее. Он искал своим детским умом, где живет эта Сила, как Она управляет всем, как каждый предмет зависит от Нее. Эти вопросы волновали и возбуждали пытливую душу Григория и неотступно требовали ответа. Посещая храм вместе со своими боголюбивыми родителями, он находил для себя в нем много утехи и радости: здесь, думал он, живет и отсюда действует Та Великая Сила, которая все держит и все направляет. Поэтому его влекло в церковь и каждодневное посещение ее стало любимым его занятием. Слушая чтение Слова Божия, внимая пению псалмов, глядя на мерцание лампад и свечей, взирая на иконы и изображенных на них угодников, отрок Григорий чувствовал, что его мысль, его ум уносятся туда вверх, в беспредельное голубое небо. Там, вверху, в ином мире, не похожем на здешний, живет Бог, окруженный святыми ангелами, которые день и ночь воспевают: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполни небо и землю Славой Твоей. И этот небесный горний мир привлекал к себе все внимание Григория; в нем было так много величия и таинственной, непонятной прелести. В церковном воздухе, при блеске свеч и лампад, вблизи святых угодников, душа отрока исполнялась страхом, но каким-то особым, не похожим на обыкновенный страх. От страха, который проникал в душу Григория во время богослужения, не было тяжко на сердце, а светло, тепло и радостно. Этот страх соединялся с надеждой, что стоит исправить и очистить жизнь и на сердце будет так легко, как если бы тяжелое бремя спало с него.

Мало-помалу страх перешел в умиление пред невидимым Всемогущим Богом, Который все видит, везде присутствует, от Которого не скрыто ни одно тайное движение сердца. К умилению присоединилось новое чувство благоговения пред Всемилостивым и Любвеобильным Отцом всех людей - Богом, Который, пребывая на небесах, готов каждую минуту откликнуться на призыв грешной души. Так церковь с ее молитвами, обрядами, таинствами влила в Григория силы, которых не заметить у обыкновенных людей, согревала его всю жизнь и указывала путь к небу. Усердно посещая храм Божий, он выносил из него такие впечатления, от которых на душе становилось покойно, легко и согласно. После этого мира и покоя, невзгоды и неудачи, столь частые в заурядной будничной жизни, не могли встревожить и огорчить Григория. Мало-помалу он так свыкся с церковью, что жизнь вне храма, в доме родителей, перестала быть для него привлекательной. Он стал чувствовать себя дома не тогда, когда вместе с отцом и матерью садился за трапезу, а когда прислушивался к мерному чтению кафизм и возгласам священнослужителей. Церковная служба стала для него пищей и питьем, без нее он также не мог жить, как птица без воздуха и рыба без воды.

Полюбив всей душой церковное богослужение, он стремился туда, где оно отправлялось с наибольшим чувством и умилением, где оно было продолжительнее и благолепнее. В Переяславле находился и теперь находится Горицкий во имя Пр. Богородицы монастырь, который отличался величием богослужения и строгой жизнью монашествующих. Сюда-то и стал приходить Григорий для молитвы, пользуясь всякой свободной минутой. Долгое монастырское служение со старинными заунывными напевами сильно трогало его, настраивало его мысли и чувства на особый торжественный и вместе грустный тон. В его сердце проникала та благодатная по Бозе печаль, которая, по слову ев. апостола, производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7,10). Чаще и чаще посещая монастырь, больше и больше привыкая к нему, блаженный Григорий вместе с тем привязывался и к инокам, подвижникам обители. Среди них отличался своей строгой и праведной жизнью Даниил, производивший на всех богомольцев монастыря сильное впечатление. Каждый посетитель обители считал своим прямым долгом зайти в келью старца Даниила и получить от него благословение.

[стр. 3]

Страницы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

 

<< назад