Свято-Троицкий Болдин монастырь. Возрождение. (стр.5)

стр.  1 - 2 - 3 - 4 - 5

Естественно, что более детальные исследования связей рода Салтыковых с Болдиным монастырём могут внести коррективы в ряд высказанных положений, но нельзя не отметить значение выясненных связей и наметившуюся перспективность изысканий в указанном на¬правлении для истории обители.

Так, например, известно, что в 1611 году Новгородцами был казнён воевода Иван Салтыков, старший сын Михаила Глебовича, сра¬жавшийся на стороне войск ЛжеДмитрия II. Не мог ли его захоронить отец в алтаре южного придела Троицкого собора? Конечно, Иван от¬вечает не всем выше сформулированным признакам анализируемого захоронения, но следует учитывать, что и время то было смутное. Придел же посвящён Иоанну Богослову, но когда он был освящён не известно, так как впервые этот придел упоминается только в описи монастыря за 1763 год (Л. 2).

Очень возможно, что хранящийся в РНБ список “Жития” преподобного Герасима (Л. 9), где целая глава посвящена Якову Салтыкову, появился не без участия кого-либо из рода Салтыковых, но не раньше времени сокрытия от глаз белокаменной надгробной плиты, т.е. после 1591 года. Вряд ли, автор, писавший “Житие” и знавший надпись на надгробии не включил бы в текст такое необычное и очень выразительное слово “ФИЛЕТИЯГО”.

Среди материалов, полученных в результате раскопок, особое значение имеют находки, которые свидетельствуют о жизнедеятельности на территории, занимаемой Троицким собором, до основания монастыря.

Это в первую очередь, обнаруженные практически под чернозёмным слоем дневной поверхности середины XVI века, в алтарной части южного придела, обожжённые керамические изделия из смеси белой и красной глины. Размеры указанных плиток соответствуют строи¬тельному материалу XII—XIII века - плинфе. Интересно отметить, что плинфа из белой глины в древней Руси использовалась только на Волыни (Л. 32), в тех краях, где находится древний город Дорогобуж, возможно давший имя своему собрату вблизи Болдина монастыря. В Троицком соборе Болдина монастыря указанные плитки фрагментарно использовались при закладке профилированных пилястр выше цоколя, в порталах и при выкладке пола в южном приделе у входа. Изготовление подобных плиток в качестве строительного материала в конце XVI века в России неизвестно. А не стоял ли на месте Троицкого собора храм, возведённый мастерами с Волыни в XII веке?

Второй группой находок, свидетельствующих о жизнедеятельности на исследуемой территории в домонгольский период, являются фрагменты бытовой керамики. При проведении раскопок захоронений, особенно в слоях ниже уровня дневной поверхности периода строительства Троицкого собора, внимательно просматривался весь изымаемый грунт. В результате было обнаружено более пятидесяти фрагментов бытовой керамики, анализ которых показал, что почти 80% образцов относятся к домонгольскому периоду (Л. 8).

В заключение следует сказать, что результаты раскопок галереи позволили сделать реконструкцию плана южной части галереи Троицкого собора (Рис. 3), ранее не встречавшегося в зодчестве Руси XVI века. А так как галерея бала заложена не ранее 1598 года, т.е. пос¬ле завершения основных работ на строительстве крепостной стены в Смоленске (Л. 13), очень хотелось бы видеть в этом неординарном архитектурном решении авторство Фёдора Коня.

Археологические исследования южного придела и южной части галереи Троицкого собора дали очень важный материал для изучения архитектуры и истории строительства Троицкого собора, для изучения истории Болдина монастыря и его роли в Русской истории второй половины XVI - начале XVII веков, Они говорят о необходимости продолжения скрупулёзного изучения всей площади собора и прилегающей территории. Находки материалов домонгольского периода требуют проведения археологических раскопок с целью изучения использования площади, занимаемой Троицким собором, в более древнее время.

Выводы

1. Предложена реконструкция года (периода), высеченного на обнаруженном при раскопках белокаменном надгробии - (1572— 1581 гг.), а также обоснован вариант прочтение неизвестного ранее слова, высеченного на нём - “ФИЛЕТИЯГО”, как "любящий тебя”.

2. Анализ результатов раскопок показал, что в площади южного придела Троицкого собора Болдина монастыря находились не только .места захоронений преподобных Герасима и Аркадия, но также погребения ближайших сподвижников прп. Герасима и представителей знатных родов Салтыковых и Звенигородских, которые, по всей вероятности, и внесли основной вклад в возведение крупнейшего собора Руси времён Фёдора Иоанновича.

3. Сопоставление результатов раскопок с материалами приходо-расходных книг Болдина монастыря и другими письменными источниками позволили с достаточной убедительностью определить, что Троицкий собор Болдина монастыря был возведён в период 1591- 1597 гг. при настоятеле Феоктисте.

4. Данные известных приходо-расходных книг Болдина монастыря за период строительства Троицкого собора позволяют сделать вывод о непосредственном участие Фёдора Коня в его сооружении. Использованные при строительстве Троицкого собора неординарные архитектурные решения свидетельствует о таланте Фёдора Коня не только как строителя крепостей, но и как церковного мастера.

5. Для достоверного определения принадлежности останков захоронения в алтарной части южного придела требуется проведения дополнительных исторических и медико-биологических исследований, результаты которых позволят открыть неизвестные страницы в истории Смуты начала XVII века в России.

6. Отмеченные многогранные связи Болдина монастыря с родом Салтыковых свидетельствуют о большом влиянии этого рода на жизнь монастыря и обещают плодотворность исследований в этом направлении.

Литература и источники

  • Л. 1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. М., Наука, 2001, с. 430-433.
  • Л. 2. Болдинский монастырь. Из архива архитектора-реставратора П.Д.Барановского. Составитель и автор обзорной статьи А.М.Пономарёв. М., Прогресс-Традиция, 2004.
  • Л. 3  Денисов Л.И. Православные монастыри, М., 1908, с. 773-774..
  • Л. 4. Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи,
  • ч. II, Спб. 1892, с. 77.
  • Л. 5. Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие: белокаменные плиты Москвы и Сев.-Вост. Руси XIII—XVII вв. М., 1996.
  • Л. 6. Каменцева Е.И. Хронология, “Высшая школа», М., 1967 г.
  • Л. 7. Обретены мощи Преподобного Герасима Болдинского, Смол. Епарх. Ведомости, № 3, 2001 г., с. 2-5.
  • Л. 8. Панова Т.Д. Отчёт об археологических исследованиях на территории Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря в 2001 г. Москва 2002 г.
  • Л. 9. Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе, СПб., 1996 г.
  • Л. 10. Российская Родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым. СПб., 1855 г., 4.2.
  • Л. 11. Приходо-расходные книги монастырские. Вып. 1: Книги Павло-Обнорского и Болдино-Дорогобужского монастырей. РИБ, т. 37, Л., 1924. ст. 74.
  • Л. 12. Расходная книга Дорогобужского Болдинского Свято-Троицкого монастыря 1585-1586 гг. РИБ, т.2, СПб, 1875.
  • Л. 13. Косточкин В.В. Государев мастер Фёдор Конь, М., “Наука”, 1967.
  • Л. 14. Баталов А.Л. О времени построения собора Болдино-Дорогобужского монастыря. В книге “Памятники культуры новые открытия 1985 год”, М., Наука, 1987, с. 442-447.
  • Л. 15- Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века, Проблемы художественного мышления эпохи, М., НИИ Российской Академии художеств, 1996.
  • Л. 16. РИБ, т.37, Л., 1924, книга приходная старца Герасима, ст. 14.
  • Л. 17. РИБ, т.37, Л., 1924, книга расходная старца Герасима, ст. 81.
  • Л. 18. РИБ, т.37, Л., 1924, книга расходная 1591-1592, ст. 117.
  • Л. 19. Книга расходная Болдина монастыря, 1592 г. ЛОИИ, кол.
  • С.В.Соловьёва, № 141, на 7 листах.
  • Л. 20. РИБ, т. 37, Л., 1924, книга приходная 1593-1596 гг., ст. 188-219. Л. 21. Книга приходная Болдина монастыря, 1597-1598 гг., ЛОИИ, кол.
  • С.В.Соловьёва, № 145, на 12 листах.
  • Л. 22. РИБ, т.37, Л., 1924, книга приходная, 1593-1596 гг., ст. 198.
  • Л. 23. РИБ, т.37, Л., 1924, книга приходная, 1593-1596 гг., ст. 205.
  • Л. 24. Книга приходная Болдина монастыря, 1597-1598 гг., ЛОИИ, кол.
  • С.В.Соловьёва, № 145, л. 8.
  • Л. 25. РИБ, т. 37, Л., 1924, книга расходная 1598-1600 гг., ст.118—187.
  • Л. 26. Большая советская энциклопедия, т. 22, М., 1975, с. 582.
  • Л. 27. Акты, издаваемые комиссиею Высочайше учреждённою для раз¬бора древних актов в Вильне. Т.1. Акты гродненского земского суда. Вильна, 1865 г., с. 27.
  • Л. 28. Hirschberg Aleksander. Polska a Moskwa w pierwszej polowie wieku XVII, Lwow, 1901, s. 180-181.
  • Л. 29. Соловьёв C.M.. История России с древнейших времён, т. 7-8, М.,’’Мысль”, 1989 г.
  • Л. 30. Книга приходная Болдина монастыря 1б00-1б01 гг. ЛОИИ, Кол.
  • Рук. Книг (115), № 836, л. 15-об.
  • Л. 31. Строганов П. Патриарший Бизюков монастырь, Могилёв, 1914 г. Л. 32. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси (X- XIII вв.), СПб, Наука, 1994.

стр.  1234 - 5


<< назад